Жан-Жак Руссо, провозвестник идей французской революции, родился в Швейцарии, в городе Женеве. Отец его, часовщик и учитель танцев, мало заботился о его воспитании, мать умерла, когда мальчику не было года. Жан-Жак рано начал самостоятельную жизнь. Природа наделила его пылким воображением и «чувствительным сердцем», и это во многом определило его творчество и всю его жизнь. Раннее чтение древних авторов (Руссо особенно любил Плутарха, его героические «Жизнеописания великих мужей древности») воспитало в нем «тот свободный и республиканский дух, тот неукротимый и гордый характер, не терпящий ярма и рабства» («Исповедь»), которому Руссо был верен всю свою жизнь.

Работая учеником-подмастерьем у гравера, где он терпел брань и побои, Руссо однажды вечером не вернулся домой и перешел на французскую землю. Так началась его трудная, скитальческая жизнь. В поисках работы Руссо брался за любое дело, служил даже лакеем в одном из аристократических домов. Позднее он стал заниматься перепиской нот, давал уроки игры на клавесине и сочинял оперы.

В 1741 г. Руссо попадает в Париж, где сближается с философами и писателями, группировавшимися вокруг издания «Энциклопедии». По заказу энциклопедистов он пишет статьи по истории и теории музыки. Известность приходит к Руссо в 1750 г., когда в ответ на предложенный Дижонской академией вопрос: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» —он пишет свое «Рассуждение о науках и искусствах». Руссо резко выступает против современной цивилизации, которая, как он говорит, привела к упадку нравов. Науки и искусства, вместо того чтобы служить великим общественным целям, только укрепляют общественное неравенство: они дают возможность богатым бездельникам и лицемерам презирать темный народ. И Руссо зовет назад, к природе, к тому «естественному состоянию», когда люди были равны и добры. Мысль о разделении общества на богатых и бедных Руссо развивает в следующем своем трактате — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1755). И здесь со всей силой негодования он обрушивается на частную собственность. Руссо утверждает, что общественный строй, основанный на частной собственности и захвате власти, лишает людей равенства и свободы. Такой строй, говорит он, должен быть уничтожен. Третий социальный трактат Руссо — «Общественный договор» (1762) — содержит программу нового устройства общества. Руссо призывает создать народное государство свободных и равноправных граждан. Этот труд становится любимой книгой Робеспьера. Мысли Руссо о свободе и равенстве получат отражение в «Декларации прав человека и гражданина».Те же мысли пронизывают и художественное творчество Руссо. В своем романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) писатель осуждает социальное неравенство, которое является причиной страданий и несчастия двух любящих друг друга людей. Следующий роман «Эмиль, или О воспитании» (1762), названный им педагогическим романом, Руссо посвящает воспитанию человека, который должен стать гражданином нового общества. Человек от природы добр, говорит Руссо, — значит, надо сохранить его высокие душевные качества и помочь им развиться. Надо «уберечь ум от ошибок и сердце от порока». Ребенок должен не только учиться, но и заниматься трудом. «Природа не создает ни принцев, ни богачей, ни вельмож». Ценность человека в нем самом, в его добром сердце и чистой совести. За бунтарские антицерковные мысли «Эмиль» был присужден к сожжению, автор его подвергся преследованиям. Руссо бежал из Парижа в Швейцарию, но родина приняла его враждебно. «Эмиль» был сожжен, дом философа подвергся нападению, и он был вынужден уехать в Англию.

Дальнейшая жизнь Руссо — это цепь непрерывных скитаний. Больной, преследуемый, он уже не будет знать покоя. Умер Руссо во Франции, в поместье Эрменонвиль, на «Острове тополей», где и был похоронен.

После революции прах Руссо был торжественно перевезен в Париж, в Пантеон, и погребен рядом с Вольтером.