Пьер-Огюстен Карон де Бомарше — прославленный французский комедиограф конца XVIII в., принадлежавший к младшему поколению просветителей. Он был современником Французской буржуазной революции и прожил жизнь, полную неожиданных и драматических событий.

Он не раз подвергался арестам, ложным доносам, сидел в тюрьме, ему грозили бесчестие, смерть, казнь его близких. Но у Бомарше были и блестящие триумфы, всенародное признание.

Когда Пьеру-Огюстену минуло 13 лет, отец его, часовщик Карон, взял сына из школы, чтобы обучить своему ремеслу, а потом выгнал из дома за пристрастие к музыке, стихам и вольный образ жизни. Старый Карон простил сына только после того, как тот дал письменное обещание стать часовщиком.
Бомарше был жизнерадостен и щедро талантлив. Он отлично изучил часовое дело и даже усовершенствовал механизм ручных часов. Когда авторство изобретателя попытались оспорить, 19-летний юноша смело защитил свое авторство в Академии наук и привлек к себе внимание двора.

С этого события начинается карьера Бомарше. Он становится королевским часовщиком, обучает принцесс игре на арфе и к своей скромной фамилии Карон прибавляет вторую — Бомарше с дворянской приставкой, «де». Позднее он купит себе дворянское звание.

Ему покровительствует крупный финансист, генеральный откупщик Парижа Дюверне, неожиданная смерть которого чуть не приводит Бомарше к разорению и ставит под угрозу его доброе имя. Наследник Дюверне — граф JIa Блаш отказывается выплатить Бомарше 15 тысяч ливров по долговой расписке умершего. Больше того, он обвиняет Бомарше в подлоге, добивается наложения ареста на его имущество и передает дело в суд.

И вот тогда раскрывается во всем блеске ум и талант Бомарше. Находясь под стражей, он пишет свою защитительную речь, свои знаменитые «Мемуары» (1773—1774), которые привлекли к нему внимание всей Франции. Остроумно, с неопровержимой логикой доказывает Бомарше свою невиновность, обвиняя суд в продажности и преступной снисходительности к богатым и сильным. Судебный документ, написанный ярко, сатирически, умно, приобретает силу обвинительного приговора всей системе французского абсолютизма. «Я никогда не видел ничего более оригинального, сильного, смелого, более комического, интересного, более оскорбительного для противников, чем «Мемуары» Бомарше, — писал Вольтер Аржанталю. — Он сражается с десятью или двенадцатью противниками сразу, и он их опрокидывает».

Разоблачая королевский суд, Бомарше говорит о том, что народ «есть и был во все времена судьей над судьями».

Верховное право народа судить и произносить приговор — такова просветительская идея «Мемуаров» Бомарше.

Несмотря на то что правота Бомарше была очевидна, процесс был им проигран, но зато выиграны всеобщее сочувствие и слава. Теперь Бомарше пускается в крупные коммерческие предприятия. Цели его как всегда благородны. Он оказывает помощь американским повстанцам в их борьбе с Англией за свою независимость, снаряжая за свой счет суда оружием. Бомарше тайно издает в своей типографии запрещенное королем полное собрание сочинений Вольтера.

Во время революции по поручению Комитета общественного спасения едет в Голландию для закупки ружей. И это предприятие чуть не стоит ему жизни. Англия препятствует вывозу оружия, и Бомаршепопадает на подозрение как враг республики. Свое оправдательное письмо Конвенту он подписывает: «Ваш согражданин, по-прежнему гонимый, Карон Бомарше». Конвент восстанавливает доброе имя Бомарше, и он возвращается на родину.

В литературу Бомарше вошел как блестящий комедиограф, создатель двух бессмертных комедий — «Севильский цирюльник» (1773) и «Женитьба Фигаро» (1778). Главный герой обеих комедий — слуга Фигаро, ловкий, талантливый, дерзкий, который за пять лет до Революции произнес со сцены знаменательные слова, обращенные к аристократам: «Вы дали себе труд родиться, только и всего».

Король, прослушавший пьесу в чтении, воскликнул: «Ёсли быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, нужно разрушить Бастилию». А Наполеон назвал комедию «революцией уже в действии».

Вопреки всему «Женитьба Фигаро» попала на сцену. Обе комедии Пьера-Огюстена Бомарше, остроумные, дерзкие, увлекательные, по сей день покоряют зрителей. В них жив революционный дух французского народа.